ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
(по вопросам незаконного сбора денежных средств в образовательных учреждениях)
Объявлены 212 победителей Международного конкурса имени Льва Выготского, который проводит Рыбаков Фонд. За пять лет он стал самым масштабным и новаторским конкурсом для тех, кто развивает дошкольное образование, ориентированное на семью.
В этом году конкурс стал международным и привлек рекордное число участников – 21355 человек из 85 регионов России и 50 стран мира: это в 4 раза больше, чем в прошлом году. Топ-5 регионов России по числу победителей: Красноярский край (17), Кемеровская обл. (11), Свердловская обл. (9), Нижегородская обл. (9) и Москва (9). Призовой фонд превысил 31 млн рублей.
К двум традиционным номинациям – для педагогов и студентов – добавились еще четыре. Таким образом, конкурс объединяет и поддерживает практически всех участников образовательной экосистемы.
«Лет десять назад я сказал бы, что образование – это прерогатива государства. А сейчас я вижу – это прерогатива каждого, – говорит Игорь Рыбаков, предприниматель и сооснователь Рыбаков Фонда. – И мы расширяем число номинаций по экосистемному принципу – вовлекая всех, кто участвует в создании лучшего будущего: семьи, нынешних и будущих педагогов, заведующих, лидеров образовательных сообществ. Например, мы увидели: образовательные учреждения создают люди, семьи, родители, которые уверены, что образование должно происходить по-другому. И создали номинацию, чтобы поддержать этих людей».
Итоги подвели в формате онлайн-трансляции, ее посмотрели 3000 человек, в эфир выходили организаторы конкурса и победители из разных городов.
НОМИНАЦИЯ «ПЕДАГОГ»
Участвовали 20018 специалистов, работающих с детьми в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. 150 победителей получат по 100 000 руб., 75 из них получат приглашение на Летнюю школу Рыбаков Фонда.
Среди них – Людмила Еремина, инструктор по физической культуре детского сада №40 «Капелька», г. Подольск, Московская область. В прямом эфире она рассказала, что эта победа для нее – «новая ступень развития». И поделилась принципами работы с детьми: «1. Все правила создаются совместно с детьми и понятны детям. 2. Я есть! я важен! Ты есть! ты важен! 3. Занятие должно быть в радость». По ее словам, дошкольный педагог должен развивать в ребенке не то, что важно педагогу, а то что уже есть в конкретном ребенке, учится слышать его голос.
Екатерина Рыбакова, президент Рыбаков Фонда, поясняет: «Говоря, что образование ориентировано на ребенка, мы имеем в виду, что оно ориентировано на семью, на потребности семьи обеспечить детям качественное образование. А что это значит? Значит, дети развивают навыки инициативности, самостоятельности и ответственности – навыки для жизни. Не для того, чтобы после выпуска поступить в вуз, а для того, чтобы самим определять, как сложится их жизнь и что для этого нужно сделать. Таким мы видим образование будущего – и работаем, чтобы это будущее наступило быстрее».
НОМИНАЦИЯ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ»
В номинации для родителей, педагогов и предпринимателей, готовых открыть детский сад, участвовали 68 человек. «В чем смысл предпринимательского механизма? – говорит Николай Панкратов, генеральный директор RYBAKOV PLAYSCHOOL, соорганизатор конкурса. – Когда я задумал создать детский сад, моей задачей было решить проблему своего ребенка. А сейчас 150 детей учатся в моих садах по программе RYBAKOV ПРОДЕТЕЙ. Вместо 1 ребенка – 150 детей, вместо 1 семьи – 150 семей. Я не знаю другого механизма, который мог бы так эксплицировать эффект. Предприниматель – движущая сила изменений, а образование – самый сильный рычаг, чтобы изменить мир вокруг».
А вместо одного победителя в этой номинации оказалось два.
Андрей Зверев, предприниматель из Москвы, получит 4,5 млн руб. на создание детского сада RYBAKOV PLAYSCHOOL. «В моем детстве хватало свободы. А вот современным детям ее недостает. Многие родители хотят уже в детском саду максимально загрузить детей занятиями. А ребенку хочется играть. Поэтому игра может стать заветным ключиком к развитию ребенка. Именно это отозвалось во мне, когда я изучил подход PLAYSCHOOL к дошкольной педагогике».
Маргарита Тельтевская, совладелец семейного коворкинга «Ко-ко» из Кемерово, получит 1 млн рублей и откроет RYBAKOV POINT – развивающее пространство для детей: «Мы осознали, что с маленьким ребенком некуда пойти, и с партнером создали свое пространство, а вместе с ним – свою философию взаимоотношений и досуга мам и детей: мягкая адаптация, индивидуальный подход, возможность ребенка выбирать, чем заниматься, развитие эмоционального интеллекта, игровой подход ко всему».
EDUCATION COMMUNITY LEADER
Заявки прислали 117 зарубежных лидеров образовательных сообществ. «Сообщество – мощный инструмент влияния и реализации изменений. Мы отмечаем лидеров сообществ – героев образования, которые не боятся сложностей, работают в непростых регионах, готовы менять систему и искать новые подходы», – пояснила Елена Морозова, директор по коммуникациям Рыбаков Фонда.
20 победителей номинации получают по $1000 и приглашение на Летнюю школу Рыбаков Фонда. Среди них – Ануолувапо Акинола из Лагоса, Нигерия. В ее комьюнити – 550 семей. Во время пандемии она создала виртуальный класс для детей и их семей. Кроме того, она поддерживает работающих матерей. «Мы знаем, что ранний этап формирования ребенка – это самое важное время, и его невозможно правильно организовать без партнерства с родителями. Мы как профессионалы видим свою роль в том, чтобы не диктовать родителям, а помогать воспитывать детей».
НОМИНАЦИЯ «НЕПРЕРЫВНОСТЬ»
Пришла 191 парная заявка от 382 человек – сотрудников детского сада и школы, обеспечивающих плавный переход ребенка между ступенями образования. «Эта номинация про то, чтобы школа и детский сад видели друг друга, учитывали друг друга в своей работе, взаимодействовали, чтобы для ребенка переход из детского сада в школу был благоприятным, а не травматичным», – поясняет Екатерина Рыбакова.
10 победителей получат по 100 000 руб. и приглашение на Летнюю школу Рыбаков Фонда. Среди них – авторы парной заявки из деревни Березовка Нижегородской области – Ирина Варламова, учитель начальных классов «Березовская СШ», и Ольга Акимова, учитель-логопед из «Березовского детского сада №35».
«Я спокойна, когда мои воспитанники идут в Березовскую СШ, потому что учителя начальных классов уже знают психологические особенности, сильные и слабые стороны каждого ребенка. А дети радостно идут в школу 1 сентября, потому что знают, кто их встретит, – говорит Ольга Акимова. – Вместе со школой мы создаем атмосферу, где личность ребенка будет максимально раскрыта. И я вижу, как все больше родителей доверяют нам: приводят вторых, третьих детей в наш детский сад, а затем осознанно выбирают Березовскую СШ».
«Помню, как в одном из наших первых проектов педагогов воодушевили успехи ребенка, который передвигался на коляске, – рассказывает Ирина Варламова. – Дети его тепло приняли, это обрадовало семью. Сейчас он успешно учится в 4-м классе, и одноклассники с пониманием относятся к его особенности. Так мы увидели, что наше партнерство приносит результаты и делает детей более успешными и уверенными».
НОМИНАЦИЯ «СТУДЕНТ»
Заявки прислали 360 аспирантов и студентов, имеющих опыт работы с детьми. 20 победителей получат по 25 000 руб., 10 из них – приглашение на Летнюю школу Рыбаков Фонда. «У нас есть примеры, когда человек побеждал в конкурсе в качестве студента, приезжал на Летнюю школу, а потом побеждал уже в качестве педагога. Благодаря заданиям конкурса, благодаря общению с педагогами меняется отношение к профессии, появляется поддержка коллег, вера в себя», – говорит Галина Лапонова, исполнительный директор Фонда «Университет детства», соорганизатора конкурса.
Максимальное число баллов набрал Андрей Ступников, он изучает педагогическую психологию в РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург: «На первом курсе я понял, что теории мало, нужно практиковаться, и отправился вожатым в детский лагерь. С тех пор я провел более 30 смен, работал в психологических центрах. Так потихоньку я становлюсь педагогом-психологом. Конкурс помог осознать, какие трудности есть в дошкольном образовании и как я могу быть полезным. И сформулировать, каким педагогом я хочу быть: креативными, гибкими, вовлеченными, понимающими».
НОМИНАЦИЯ «ЗАВЕДУЮЩИЙ»
Номинация для руководителей дошкольных учреждений стала второй по популярности – 410 участников. 10 победителей получат по 100 000 рублей, а их коллективы смогут пройти обучение программе дошкольного образования RYBAKOV ПРОДЕТЕЙ стоимостью 250 000 рублей.
Один из победителей, Оксана Тихоненко, заведующая МБДОУ №24, г. Красноярск, рассказала: «Мы, руководители дошкольных учреждений, счастливы, что на нас наконец обратили внимание! В моей работе мне важно быть внутри педагогического процесса, быть с педагогами, с детьми, развивать индивидуальность каждого».
Ольга Гельфанд, генеральный директор RYBAKOV ПРОДЕТЕЙ, соорганизатора конкурса: «Одним из заданий для заведующих было записать видео с коллективом. Было видно – кто привык давать команды и инструкции, а кому ближе сотрудничество, коллективная работа. Нам это важно, потому что дети тоже находятся в этой среде и все чувствуют. Наши победители невероятно заряжены позитивом и энергией, не терпится приехать к ним и побыть в той атмосфере, которую они создали».