Управление образования администрации Петрозаводского городского округа

г. Петрозаводск, пр. Ленина, 2

8 (814) 271-33-10

8 (814) 271-34-24

uprobr@petrozavodsk-mo.ru

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
Снижение бюрократической нагрузки на педагогических работников.
Снижение бюрократической нагрузки на педагогических работников.
Любой педагогический работник при реализации основных общеобразовательных программ на территории Республики Карелия может обратиться в Министерство по телефонам: 8(8142) 76-91-51, 78-33-76, 78-48-75 по вопросу снижения бюрократической нагрузки на педагогических работников.
https://drugoedelo.ru/

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
(по вопросам незаконного сбора денежных средств в образовательных учреждениях) 

Информация
Написать письмо в Управление Образования

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА


Международный День растений

22 мая 2019 г.

Международный праздник растений организовала кафедра ботаники и физиологии растений ПетрГУ. В этом году в опорном вузе Карелии он прошел 15 мая.

Организация праздника в стенах университета – это сложное мероприятие, в котором принимают участие сотрудники кафедры, аспиранты и студенты Института биологии, экологии и агротехнологий, которые в основном специализируются по научным направлениям кафедры. Все организационные моменты: приглашение школьников, порядок их передвижения по студенческим коридорам между секциями, встреча и проводы, выдача сертификатов – обо всем этом заботилась Вера Ивановна Андросова. Все остальные организаторы были распределены по секциям. В этом году их было 8: «Почему яблоко буреет? Тайны дубильных веществ», «Митоз своими руками», «Ароматные лекарства», викторина «Как растет шоколадка», «О чём могут рассказать годичные кольца деревьев», «По семенам и всходы», загадки «Про грибы», «Тайны высушенных растений». Каждая секция имела свой свою особенность.

На секции «О чём могут рассказать годичные кольца деревьев» (профессор В. Н. Тарасова со студентами) был представлен богатейший материал спилов стволов различных деревьев, самому старшему из которых было более 250 лет. Жизнь этого дерева, судя по спилу, была полна приключений: в 20 лет это дерево пережило пожар, в котором пострадала часть камбия (небольшая, но очень важная часть ствола, играющая главную роль в формировании древесины), но дерево продолжало расти, спустя всего лишь 40 лет опять случился пожар и опять пострадал камбий, но дерево и после этого не погибло, а удивительные «живородящие камбиальные» клетки обеспечили его активную жизнь до возраста более 250 лет, когда оно, в охвате более 1 м, были спилено. Как удалось все это узнать? Годичные кольца, которые отсчитывают каждый прожитый год древесных растений, нам об этом рассказывают. На этом принципе основаны различные методы: дендроклиматические, дендрохронологические, с которыми работают самые разные специалисты: биологи, лесоводы, историки, климатологи, палеонтологи, криминалисты. Каждый кусочек древесины – это «штрих-код» растения, который позволил рассчитать и возраст древних мостовых в Новгороде, деревянных построек и даже расшифровать и подтвердить некоторые фрагменты из Библии. «О вещих снах царя Египетского и их толковании иудеем Иосифом» подтвердились при дендрохронологическом исследовании кусочка деревянной чашки, сделанной в то историческое время. Ребята смотрели эти кольца, удивлялись камбию и задавали вопросы о жизни дерева в лесу.

Викторина разнообразила секционные заседания, и школьники узнали на секции «Как растет шоколадка» (профессор Г. С. Антипина со студентами)  представили все растения, из которых готовят не только шоколад, но и напитки – кофе, чаи. Шел разговор и о технологиях приготовления. Многих удивил напиток кока-кола, который оказался тесно связанным с козами, которые щипали листочки растения Колы блестящей, потому выше прыгали и лучше бегали, чем те животные, которым этих листьев не досталось, с чем связана история открытия этого вида растения. Наш белоснежный сахар никак не вязался с только-что выкопанной из земли свеклой, а уж куда мог спрятаться громадный слон не смогли бы ответить и более опытные ботаники. Стоял этот довольный и сытый гигант под банановыми «деревьями». Если хлопчатник узнали многие, то растения, о которых говорится в широко известных книгах про Гарри Поттера, не все вспомнили, а это и тетушка с ботаническим именем Петуния, и рычащая мандрагора, и бузина, и остролист. А вот «забавы», которые устроил Буратино Карабасу-Барабасу, запомнились лучше, но про то, что шишки итальянской сосны, которые бросал Буратино в своего противника, весили более 1 кг знали немногие. Сразу стало жаль даже этого злодея, приклеенного смолой сосны к ее стволу. И еще было дурно пахнущее громадное растение раффлезия Арнольди, крапива, которая обжигает своим содержимым из сломанного волоска и многое другое. Приятно, что все дети показали хорошие знания растений. Нельзя не отметить и группу иностранных студентов из Иордании, которые обучаются на подготовительном отделении. Конечно, они сразу узнавали растения своей родины, но старались ответить на вопросы по северным растениям.

Удивительно богатая по «ручной работе» и практическим знаниям была секция «Семена и всходы» (доцент С. А. Трофимова). А разговор шел о культурных растениях, а точнее, про каши. Море разнообразных семян на блюде и в пробирках, которые нужно связать с нашими обычными кашами с помощью бумажек-подсказок: манной, пшенной, пшеничной и другими. В итоге необходимо разобраться, с какими растениями эти семена (крупа) связаны, с какими семействами, да еще понять, что из одних и тех же семян каши-то готовят разные! Головы кипели! А потом были метаморфозы: кочан – метаморфоз почки, а если разрезать, то на срезе можно найти почти всё растение. Особо удивила капуста кольраби, которая не просто видоизмененный стебель, но еще и «стеблеплод». Ребята узнали, что капуста бывает 17 сортов и их почти все узнали наши школьники. Удивились возможности попробовать на вкус декоративную капусту, правда, не сказали, вкусная ли! Но вот как получить семена у капусты, поняли все. А в заключении организаторы предложили почитать обложку от черного и белого шоколада, чтобы узнать энергетическую ценность. Оказалось, что можно съесть три шоколадки в день и этой энергии хватит на все наши жизненные дневные задумки, но только при этом нельзя избавиться от чувства голода! А почему – это уже было домашним заданием.

Всем хочется чем-то и «похимичить», а поэтому секция «Почему яблоко буреет? Тайны дубильных веществ» (доценты Е. Н. Теребова и В. И. Андросова со студентами) пользовалась популярностью. Тем более, что её интрига состояла в том, чтобы проверить общеизвестное высказывание родителей, когда на свежесрезанном яблоке появлялось потемнение – «Кушай яблоки, видишь сколько там железа». Так что же там темнело? Знакомство с формулой дубильных веществ, с функцией такого фермента как полифенолоксидаза, которая, оказывается, и входит в тест-реакцию на дубильные вещества, хорошо прояснили ситуацию. Оказалось, что железа, как микроэлемента, в яблоке очень мало, и оно не может быть причиной потемнения яблока. А вот когда стали все вспоминать разные фрукты, ягоды, которые были горьковатыми, вяжущими, то этот список оказался очень большим и в него попали хурма, черноплодная рябина и др. Качественная реакция на дубильные вещества все прояснила – вот что давало в яблоке потемнение. Аргументы родителей отпали! Вспомнили организаторы и историю человечества, когда первым дублением кожи занимались и первобытные люди, которые для этих целей использовали разные растения, в том числе и ивы. Удивительные организмы растения, многофункциональные и все это благодаря, в том числе, и вторичным метаболитам, куда относятся и дубильные вещества. Роль вторичных метаболитов нельзя переоценить при взаимоотношениях любого организма с факторами среды и в их жизни в природных сообществах с другими организмами. И больше их там, где выше «кипение» жизни – в тропических и субтропических лесах.

Загадки всегда интересны, а поэтому секция с загадками была в этом году «Про грибы» (доцент А. А. Стародубцева со студентами). Фотовыставка была украшена зелеными растениями, благодаря чему все грибы оказались в «лесу» – среди кустарников и цветов. Загадки были не сложными и быстро отгадывались, а вот грибы далеко не все и не всем были известны. Например, сморчки, которые нужно долго кипятить, а потом уже не оторваться от них, приготовленных со сметаной. Внимательно слушали про желчный гриб, который настолько похож на белый гриб, что только специальные признаки (розовый цвет мякоти, горький вкус) позволят их различить. Но если белый гриб имеет самую высокую качественную категорию, то желчный гриб почти ядовит, и по вкусу его уже ни с чем не спутаешь. Внимание привлек и мухомор, который в определенном возрасте имеет воронковидное понижение в шляпке, где накапливается вода с растворенными ядовитыми веществами. Мухи, другие мелкие насекомые попадают в воронку и «засыпают» от выделенного грибом снотворного, отсюда и название гриба - «мухомор». А уж о возможностях гриба-навозника можно писать оду, да еще и чернилами, которые можно из него получить. Вот какой талантливый гриб!

Секция «Митоз своими руками» (профессор А. В. Сонина со студентами) совсем интригует. Такой тонкий процесс, как деление клеток, при определенной дозе фантазии, становится почти ручной «поделкой». Стол – это большая объемная клетка, на которой круг из блестящей проволоки становится ядром, а свернутые нитки превращаются в хроматический материал. Это состояние неделящейся клетки. В профазе начинается деление, ядерная оболочка разрушается, формируются хромосомы, появляются нити веретена деления, и все выстраивается в виде метафазной пластинки. За ней следует анафаза – хромосомы по половинке расходятся в разные стороны. Начинается телофаза, когда в разных частях клетки образуются новые хромосомы, ядро, пузырьки Гольджи начинают формировать клеточную оболочку для каждой разделившейся клетки. Все делят гипотетическую клетку в течение 15 минут, а потом уже под микроскопом рассматривают все фазы митоза у контрольных препаратов с настоящими корешками лука, клетки которых, пребывают на разных этапах митоза. В жизни продолжительность митоза почти 80 минут. Потом клетка растет и дифференцируется в зависимости от разных факторов в клетку специализированных тканей. Интересная работа!

Секция «Тайны высушенных растений» (профессор Л. А. Сергиенко). Побывать в современном помещении гербария – это уже удел  самых любознательных школьников. Такая гербарная комната – уникальное явление для любого университета: специализированные гербарные шкафы, специализированные ящики и все это организовано, как в гербариях всего мира по системе Энглера. Наш гербарий – около 70 тыс. гербарных листов. А самые крупные гербарии мира имеют 6–12 млн. листов гербария. Есть ещё куда нам расти! Организаторы подробно рассказали, как собирать растения для гербария, как их нужно сушить, монтировать и определять. Каждый из этих процессов высоко профессиональный, а поэтому только до 20 % гербарных листов, которые оформляются во время студенческой практики имеют возможности войти в эту коллекцию. А если вошел, ты уже в компании избранных! Для любого студента это почетно и престижно! На кафедре имеются гербарные коллекции лишайников и мхов.

Секция «Ароматные лекарства» (доцент К. В. Морозова со студентами) уже сама говорит о чём-то приятном и вкусном, но лекарства остаются лекарствами и даже самые вкусные не всем полезны. Разнообразие лекарственного материала, который был представлен, поражает, хотя отбирались только «вкусные». Организаторы рассказали про «всех», кто ароматно пахнет, и дали понюхать их всем участникам этой секции. Вкусно, но не для всех одинаково – мнения расходились. Общий чарующий аромат в этой комнате свидетельствовал о многообразном букете видов растений и растительного материала, каждый из которых имеет свой аромат.

Всего на День растений приехало 230 школьников, участвовали более 10 школ из города Петрозаводска, города Кондопоги (30 школьников) и из Прионежского района (30 школьников). Каждый участник получил сертификат, учителей благодарили за проявленный интерес к нашему мероприятию. В работе принимали участие студенты: Шумская Карина, Петрова Анна, Михайлов Дмитрий, Кучко Александр, Серкова Александра, Петрова Мария, Любимова Дарья, Трегубенко Влад, Старовойтова Анастасия, Яковлева Мария, Хренова Олеся, Солодянкин Павел, Зелемоткина Валентина, Диско Ирина, Карданова Роксана, Успенская Анна, Виноградова Диана.

Проведение Международного Дня растений на кафедре ботаники и физиологии растений стало традицией. В России это движение возглавляет общество физиологов растений.

Фотоотчет встречи опубликован в социальной сети ВКонтакте.